СПРОСИ ЮРИСТА. Выпуск 42. Имеют ли право кредитные организации звонить родственникам должника?
«Спроси юриста» - это спецпроект портала NV86.ru совместно с окружным телеканалом «Мегаполис (https://meganews.life/)«. Частнопрактикующий юрист Сураё Рамазанова пошагово разбирает правовые вопросы, приводит конкретные примеры, помогает понять, как лучше защитить свои права и следовать букве закона.
У каждой стороны кредитного договора есть свои права и обязанности. Обязанностью банка является передача денежных средств заемщику. В то время, как обязанность самого заемщика заключается в своевременном возврате денежных средств в размере и порядке, установленном кредитным договором. Когда заемщик не платит по своим долгам - он считается злостным нарушителем.
Взаимодействие банка с должником регулируется Федеральным законом № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Указанный закон четко устанавливает, что взаимодействовать по вопросу задолженности можно только с самим должником. Исключение – если другое лицо добровольно предоставило согласие на получение информации, касающейся долга.
Таким образом, звонок, сообщение в мессенджере, визит по адресу проживания или работы родственника считаются нарушением, если:
*
отсутствует согласие должника на осуществление взаимодействия с третьим лицом;
*
отсутствует согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия.
*
не соблюдена письменная форма, такие согласия должны быть даны в письменной форме в виде отдельных документов независимо от наличия или отсутствия просроченной задолженности.
Если вами ранее было дано добровольно согласие, вы вправе его отозвать. Право на отзыв закреплено в части 7.1 статьи 4 ФЗ 230-ФЗ, согласно которой: согласие может быть отозвано третьим лицом в любое время путем сообщения об этом кредитору или представителю кредитора, которым дано соответствующее согласие, в любой позволяющей подтвердить факт его отзыва форме. В случае получения такого сообщения кредитор и (или) представитель кредитора обязаны прекратить направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с третьим лицом не позднее 3 рабочих дней после дня получения такого сообщения.
Если вами не было дано никакого согласия, следует об этом сообщить кредитной организации.
Практические советы от юриста в случае, если кредитная организация никак не реагирует на ваше обращение:
*
Фиксируйте контакты (записывайте аудио разговоров, делайте скриншоты SMS, мессенджеров),
*
Не называйте по телефону дополнительных номеров должника.
*
Чётко ответьте «Я не давал(а) согласие на взаимодействие, дальнейшие звонки будут обжалованы», затем прекратите разговор.
*
Сохраняйте спокойствие: провокационные фразы фиксируйте, но не отвечайте взаимной грубостью.
*
Напишите жалобу в Центральный Банк – это можно сделать через интернет-приемную, в Роскомнадзор - при нарушении Закона о персональных данных, а также в ФССП.
Жалоба может содержать в себе такие формулировки как например: «банк звонит на мой номер, требуя погашения долга моего брата». «Письменного согласия на такие звонки не давала». «Наличие записи разговора прилагаю». «Прошу вас провести проверку, привлечь банк к ответственности и уведомить меня о результатах».
Помните: ваш телефон - ваша частная жизнь. Если кредитные организации игнорируют закон, вы имеете право защитить себя всеми предусмотренными законодательством способами.
Если что-то вам показалось не совсем понятным, остались дополнительные вопросы - задавайте их в комментариях в социальных сетях портала NV86 или пишите юристу Сураё Рамазановой (https://vk.com/id524390273) в личные сообщения ВКонтакте.